Редакция проекта «Острова культуры» предлагает подборку кинолент об острове, а также картин, которые снимались на Сахалине. Рассказываем, каких режиссёров вдохновлял наш регион и какие его уголки стали локациями для съёмок.
С февраля по октябрь 1954 года на Сахалине снимали документальный фильм об истории, природе и жителях острова. В съёмочную группу входили молодой Эльдар Рязанов, его коллега Василий Катанян, а также пять операторов. Их цель была простой – снять видовой фильм. Так в те годы назывались ленты, в которых зрителям просто показывали красивые виды и трудолюбивых людей без упоминания бытовых проблем и трудностей. Жанр позволял избежать идеологических ошибок и нравился публике – минимум агитации и пропаганды.
Съёмки стали настоящим приключением. Киношники передвигались по Сахалину на оленьих упряжках, лошадях, самолётах, автомобилях, морских судах и просто пешком. Снимали в самых разных уголках острова – от мыса Погиби до залива Анива.
Героями киноочерка стали жители региона: оленеводы, геологи, рыбаки, лесники и угольщики. Ключевой эпизод посвящён рыболовецкому судну, затёртому льдами. Его спасали с помощью взрывчатки – получилась яркая история о взаимопомощи лётчиков и моряков.
Премьера «Острова Сахалин» состоялась 5 апреля 1955 года в московском Доме кино. В этом же году картина участвовала в программе короткометражных фильмов на международном Каннском кинофестивале. А после этого Эльдара Рязанова пригласили на «Мосфильм» – так началась его карьера в игровом кино.
Фильм «Маньчжурский вариант» снят по мотивам повести Анатолия Ромова «Хокуман-отель». Это последняя часть трилогии о разведчике Чадьярове. По сюжету, он работает хозяином отеля для высших чинов японской армии. Задача Чадьярова – подготовить и осуществить план капитуляции двухмиллионной Квантунской армии.
Роль гостиницы для высокопоставленных чиновников «сыграл» Сахалинский краеведческий музей. Его интерьеры и территорию музея легко узнать при просмотре ленты.
Жители острова также приложили руку к созданию картины. Они сдавали в аренду съёмочной группе одежду, посуду, мебель и украшения японского производства, а также иностранные легковые автомобили.
Драма «Пегий пёс, бегущий краем моря» рассказывает о жизни народа нивхов на берегу Охотского моря. Режиссёр Карен Геворкян снял её по одноимённой повести Чингиза Айтматова.
Лента состоит из двух частей. Первая – документальная, созданная на Сахалине. Она знакомит зрителей с повседневностью племени нивхов – как оно живёт, охотится, танцует. А во второй части появляется сюжет.
Десятилетний мальчик вместе с дедом, отцом и дядей впервые выходит на охоту на тюленей. Но на море опускается туман, начинается многодневный шторм. Запасы воды кончаются, и мужчины решают спасти мальчика ценой своей жизни…
Короткометражная лента режиссёра Ивана Соснина «Чернильное море» – это трогательная история о молодом моряке Саше. Одну из главных ролей в фильме исполнил популярный актёр Владимир Вдовиченков.
Во время своих путешествий главный герой пишет и отправляет письма своему отцу, которого не видел с детства. Это превращается в своеобразный ритуал – в каждом городе новое послание, но только в один конец. Пока Саша не возвращается домой и не находит в своём почтовом ящике ответное письмо…
Картину снимали в Сахалинской области в 2020 году. Из-за коронавирусных ограничений остров оказался в кадре только с моря – на сам Сахалин команда проекта не попала. Но режиссёр отметил удивительные местные ландшафты и признался, что хотел бы сюда вернуться.
Документально-исторический фильм «Тайна мыса Анастасии» снят на Сахалине местной командой во главе с режиссёром Александром Зарчиковым. Оригинальные музыкальные композиции создал музыкант Александр Лопатин. В проекте поучаствовали сахалинские историки, краеведы, поисковики, археологи, дайверы и моряки.
Картина посвящена событиям Второй мировой войны на Дальнем Востоке и тому, как они повлияли на современную жизнь острова. Фильм состоит из двух частей – «Звонки дьявола» и «Прошлое гораздо ближе, чем кажется».
За основу создатели взяли реальные факты и документы, а также литературные произведения Александра Челнокова, Аллы Паперно, Чарльза Локвуда и Юджина Флаки. Получилась история о поиске затонувшего в проливе Лаперуза японского эскортного корабля и исследовании морских сражений у берегов Сахалина. Рассказ дополняют эксклюзивная кинохроника, рисованная анимация и авторское повествование.
Работа над «Тайной мыса Анастасии» началась ещё в 2020 году. Снимали не только на острове, но и на Камчатке, в Беринговом море, во Владивостоке и Москве, в Японском и Охотском морях.